Рекомендации рабочей группы Совета по федеральным и региональным программамПредложения составлены на основе анализа и опыта деятельности ведущих российских производителей энергомашиностроительного оборудования, проектно-инжиниринговых компаний, институтов, ассоциаций. Это — возможные варианты формирования объектов частно-муниципальной энергетики в ряде пилотных территорий для последующего развитии перспективных аналогичных программ в большинстве субъектов РФ.
Для реализации первого этапа в период января — марта 2006 г. необходимо:
1. Определить потенциальных заказчиков вышеуказанных объектов из числа наиболее устойчиво развивающихся и платежеспособных муниципальных образований, а также — промышленных предприятий и коммерческих структур, желающих потреблять электрическую и тепловую энергию по пониженным тарифам и выступать в роли соучредителей образуемых при муниципалитетах генерирующих объектов. Необходимые условия — наличие на балансе муниципальных образований собственных тепло-энергосетей, достаточных для получения ресурсов от создаваемой генерирующей компании в размере оптимальной базовой нагрузки. А также — наличие предварительных согласований по получению технических условий для подключения объектов в действующую муниципальную теплоэнергосистему, гарантии муниципалитета по последующему заключению долговременного тарифного соглашения.
2. Совместно с одной или несколькими проектно-инжиниринговыми компаниями, входящими в состав рабочей группы Совета установить ориентировочную стоимость проекта вместе с вариантами оптимальной комплектации оборудованием, в т. ч. с максимальным использованием местных сырьевых ресурсов и отходов (низкосортные бурые угли, сланцы, торф, угленефтешламы, твердобытовые отходы и т. д.). Одновременно на основе действующих региональных тарифов, предполагаемых затрат на полное освоение и функционирование данных объектов и исходя из вариантов возможности получения от региональных властей налоговых льгот, инвестиционных налоговых кредитов или частичной компенсации затрат на гашение кредитных процентов на период окупаемости проекта провести предварительные расчеты окупаемости проекта и возвратности заемных средств.
3. При полной обеспеченности финансовыми ресурсами со стороны участников проекта создать генерирующую компанию со взносами в виде имущества и денежных средств для заключения договоров по проведению реконструкции или строительства объектов с последующей их эксплуатацией, а также распределением между учредителями объемов потребляемых ресурсов. Для контроля над стоимостью отпускаемых ресурсов и для управляемости генерирующих компаний желательно наличие доли муниципалитета в уставном фонде в размере не менее 25,1 % с обеспечением финансирования соответствующих сумм.
4. При неполной обеспеченности ресурсами провести ускоренный экспресс-анализ финансового состояния всех участников проекта относительно возможности дополнительного лизинго-кредитного финансирования, привлечения стороннего инвестора, возможного приобретения импортного оборудования. Возможно также участие проектно-инжиниринговых и строительных компаний на различных условиях возвратного и долевого инвестирования, в т. ч. с передачей объектов в лизинг структурам муниципалитетов или их совместной эксплуатацией.
Необходимо учитывать, что сумма первоначальных инвестиционных ресурсов от инициаторов проекта должна быть не менее 30‑35 % от общей стоимости. Часть этих средств направляется на оплату аванса в лизинговую компанию или поставщику основного технологического оборудования (при импорте). За счет оставшихся ресурсов будут вестись проектирование, согласования и текущая деятельность нового предприятия. При покупке оборудования через лизинговые компании, помимо авансового платежа в объеме 10‑20 %, от инициаторов необходимо ликвидное имущественное залоговое обеспечение (в т. ч. по муниципальной собственности) в размере до 20 % стоимости проекта. Стоимость лизингового удорожания составляет 10‑13 % в год (в рублях) при сроках возврата до 4‑5 лет. При поставках оборудования по импорту под поручительство российских банков, гарантии регионов, под залог имущества или ценных бумаг авансирование составляет 15 % от стоимости оборудования, удорожание — до 9 % в валюте в год при более удлиненных сроках возврата заемных средств. При любом варианте привлечения заемных средств необходима подготовка пакета документов от всех учредителей, включающего ТЭО и бизнес-план проекта.
5. Независимо от степени обеспечения проекта финансовыми ресурсами, его участникам следует принять участие в конкурсе инвестиционных проектов, проводимом Министерством регионального развития РФ в первом квартале 2006 г., для возможности получения целевого государственного финансирования. Для этого необходима срочная подготовка пакета документов (ТЭО, бизнес-план проекта, разрешительные документы по согласованию техусловий), которые вместе с учредительными документами инициаторов проектов и заявкой будут переданы в рабочую группу Совета по федеральным и региональным программам. В случае положительного решения комиссии конкурса сводные данные направляются в Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов РФ для последующего бюджетного финансирования на федеральном и региональном уровнях в соотношении 1:1.
За справками по всем вопросам, связанным с вышеуказанной тематикой, обращаться к руководителю рабочей группы Совета по федеральным и региональным программам при Председателе Совета Федерации Ложкину Сергею Григорьевичу по телефону (495) 246-20-17. Также запросы можно отправлять по электронному адресу При успешной реализации пилотных проектов в 2006 г., на втором этапе (2007‑2008 гг.) предполагается дальнейшее развитие программы в уже реализующих ее регионах, а также в других субъектах РФ с передачей участникам наработанных материалов.
Одновременно планируется организация федеральной целевой программы «Муниципальная энергетика» с гарантированным финансированием из федерального бюджета программ создания частно-государственной национальной сети автономного энергообеспечения.
Для организации работы по подготовке предложений и рекомендаций, направленных на разработку и реализацию перспективных приоритетных федеральных и региональных программ, при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С. М. Миронове создан Совет по федеральным и региональным программам. В составе Совета функционируют постоянно действующие секции и рабочие группы, одной из которых является рабочая группа по механизму формирования объектов муниципальной энергетики.
В ее состав вошли руководители и представители ведущих российских производителей энергетического оборудования, проектно-инжиниринговых компаний, институтов и ассоциаций. В дальнейшем состав группы будет расширен за счет привлечения представителей Совета Федерации и Государственной Думы, ответственных сотрудников ряда министерств, руководителей инвестиционно-кредитных структур и муниципальных органов управления. Источник: http://www.eprussia.ru |