К Вам пришел продавец...Среди многочисленных обязанностей, лежащих на главном энергетике, далеко не последнее место занимает работа по приобретению оборудования, запасных частей, комплектующих, материалов и услуг. Попробуйте оценить свои годовые затраты на все это. Даже без учета энергоносителей деньги получатся немалые.
А как они обычно достаются энергетику? Каких усилий стоит "выбить" определенную сумму у директора? Тем более обидно сознавать, что в результате неудачной покупки, деньги потрачены неэффективно, а то и вовсе выброшены на ветер. Энергетики со стажем наверняка вспомнят массу таких примеров. За безобидным, на первый взгляд, определением "неудачная покупка" стоят вполне конкретные случаи прямого обмана поставщиком. Тут и некачественные товары, и завышенные цены, и невозможность найти запасные части, несоответствие фактических параметре в рекламно-техническим характеристикам - всего не перечислишь!
Достоверная информация по этим вопросам нередко попросту отсутствует, так как по понятным причинам никто не заинтересован в рекламе своих недоработок. Тем не менее, проблема существует. Об этом свидетельствуют неоднократно озвученные пожелания энергетиков оградить их от сомнительных фирм, недобросовестной рекламы, обеспечить информацией о действительно эффективном оборудовании, технологиях, услугах.
Конечно, было бы хорошо иметь под рукой информацию о недобросовестных поставщиках, сомнительных технических новинках и т.п. Однако получение и распространение таких сведений сопряжено с рядом существенных сложностей, в том числе и юридических. Кроме того, такая информация никогда не будет полной.
Очевидно: выход нужно искать не в поисках негативной информации, а в повышении компетентности самих энергетиков в вопросах взаимоотношений с производителями и поставщиками оборудования, комплектующих, материалов, технологий, услуг и т. д.
Что должен знать и помнить покупатель, на что следует обратить внимание?
1. Покупайте только то. что Вам действительно НУЖНО. Зайдите на свой склад или загляните в складские ведомости. Это - сотни позиций оборудования, изделий и материалов, которые практически никогда не использовались по назначению и скорее всего не будут использоваться. Они не нужны. Это и есть пресловутые неликвиды. Никто не скажет, или не захочет сказать, зачем на них в свое время тратились деньги. Их очень трудно продать, а средства, затраченные на их реализацию (реклама, складские операции, транспортные расходы и т.п.) можно считать потерянными. В этом плане значительно улучшат ситуацию такие мероприятия, как разработка норм расхода материалов и комплектующих, расчет нормативного складского запаса, обязательная зашита годовых заявок структурными подразделениями.
2. Старайтесь не быть первооткрывателями. Услуги неизвестных Вам на рынке фирм, так же как и внедрение новых технологий, материалов, оборудования, увеличивают степень риска, а потому требуют особого внимания. В таких случаях хорошими средствами защиты будут отказ от предварительной оплаты, предложение реализации пилотного проекта, организация тендера, изучение лицензий, сертификатов, ретроспективы реализованных проектов, отзывов других покупателей.
3. Избавьте себя от ненужных хлопот в будущем. Отсутствие у поставщика или исполнителя работ необходимых документов разрешительного характера (лицензий, сертификатов, разрешения на применение (включение в соответствующие реестры) может привести к проблемам с контролирующими организациями. Обратите внимание на систему гарантийного и послегарантийного сервисного обслуживания, сроки поставок запасных частей и оказания технической помощи, наличие "горячей линии", обучение Вашего персонала, наличие представительства фирмы в Вашем городе.
4. Оградите себя от неожиданностей. Старайтесь заключать договора "под ключ". Не забывайте о необходимости получения технических условий, защиты и согласования проектов. Оговорите названные моменты в договоре, если хотите поручить эти работы подрядчику. Поинтересуйтесь ценами на запасные части, порядком их приобретения в будущем.
5. Главное не цена, а то как товар удовлетворяет Ваши потребности. Больше внимания уделяйте качеству и функциональным возможностям приобретаемого оборудования. Покупая по принципу наименьшей цены, Вы рискуете пополнить список своих неликвидов и неработающего оборудования.
6. Учитесь на ЧУЖИХ ошибках, а не на своих собственных. Опыт Ваших коллег может оказать существенную помощь. Не ленитесь поинтересоваться у них, как "ведут себя" в эксплуатации оборудование и технологии, внедренные на других предприятиях.
7. Серьезные фирмы всегда заботятся о своем имени. Публикации в специализированных изданиях, участие в престижных выставках, проведение семинаров, присутствие в известных базах данных - все это признаки солидного партнера. Сомнительные фирмы часто выступают под неопределенной вывеской "Организация", предлагая крайне выгодные условия поставок. На рекламных материалах эти поставщики не указывают почтового адреса, а только телефон.
8. Гарантийное и сервисное обслуживание не подарок фирмы. Гарантийные обязательства, отраженны в рекламных материалах и упоминаемые в переговорах, также как и порядок их реализации, обязательно должны быть отражены в договоре. Помните, что, как правило, стоимость гарантийного обслуживания уже включена в цену товара, так как требует от фирмы определенных затрат.
9. Не переоценивайте свои возможности. Будьте внимательны во время переговоров и заключения договора, остерегайтесь манипуляций. Помните: Вы ведете разговор с продавцом-профессионалом, часто являющимся специалистом высокой квалификации в данной узкой области. Его главная задача: продать Вам свою продукцию.
Приведенные выше рекомендации не претендуют на полный охват всех вопросов, возникающих перед энергетиками предприятий в процессе закупочной деятельности и носят достаточно общий характер. Удачных вам покупок! Источник: Автор: Б.И.Рубенчик, БелАПЭ |