О проекте | Наши услуги 
PDA версия | Карта сайта 
Сегодня: пятница, 19.04.2024 
Логин: (регистрация)  
Пароль: (забыли?)
Зачем нужна регистрация?
КомпанииОбъявленияНовостиСтатьиПресс-релизыМаркетГОСТыДокументыВыставкиРеклама
Главная страница     Написать письмо     Добавить в избранное
Поиск:    Расширенный поиск
Каталог компаний
Все компании
РУСВОЛЬТ
"ПРО развитие"
"Экопромстрой"
"Система"
HTF Светодиодное освещение
Расчёт веса кабеля
Сервис для расчёта веса кабеля на RusCable.Ru
Выставки
Все выставки
 Опрос

Какое на Ваш взгляд выставочное мероприятие наиболее эффективное?
Электро, Москва
ЭлектроТехноЭкспо, Москва
Энергетика и Электротехника, Санкт-Петербург
ЭлектроПромЭкспо, Ростов-на-Дону
Кабель Электромонтаж, Киев

 А знаете ли вы, что...

...медь обладает природными бактерицидными свойствам, а потому является наиболее подходящим материалом для дверных ручек, поручней, перил, воздухо- и водоводов в местах большого скопления людей для снижения эффективности бактериообмена.

 Курсы валют
06/06/18 1 USD = 61.9822 р. 0.0532
06/06/18 1 EUR = 72.5130 р. 0.0746
 Счетчики
Top.Mail.Ru
     


Статьи
Все статьи

Оборонно-промышленный комплекс все еще лихорадит.

Год кончился, но в оборонно-промышленном комплексе пока не слышно победных реляций. И есть все основания подозревать, что после подведения итогов деятельности отрасли они окажутся весьма неутешительными.

Начался 2005 год с перераспределения 112 млрд. рублей гособоронзаказа. Планировалось изготовление 4 межконтинентальных баллистических ракет "Тополь". Но директор Московского института теплотехники Юрий Соломонов заявил, что производство при таких объемах закроется, и было решено изготовить 7 ракет. Министр обороны РФ Сергей Иванов сказал, что армия получит не 17 танков Т-90, а 91 бронированную машину - три батальонных комплекта. Впрочем, к концу года выяснилось, что так 17 и осталось. И вместо 91 нового бронетранспортера БТР-90 в конце концов обошлись восемью десятками старых добрых БТР-80. Причем выпущенных на другом заводе. Таким образом отраслевые лоббисты скорректировали потребности Вооруженных сил.

Львиную долю гособоронзаказа получило производство, связанное с силами ядерного сдерживания. В частности, должен был вступить в строй сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160. Однако год завершается, а его все еще не выкатили на аэродром. У многих вызывает недоумение строительство этого стратегического ракетоносца, ведь другие 14 Ту-160 боевое дежурство не несут и особой надобности в самолете стоимостью около миллиарда долларов нет.

Претензии к гособоронзаказу

В результате различных перераспределений денег гособоронзаказа контракты на производство вооружений и военной техники заключались поздно: 32% - в феврале, 46% - в марте. Поэтому в первом квартале ОПК почти не финансировался, да и потом были серьезные задержки. Вот почему многие предприятия влезли в долги, общий объем их кредиторской задолженности приблизительно равен 20% всего объема ГОЗа. Обычно в Минобороны на конец года остается неизрасходованными до 30 млрд. рублей. В немалой степени это деньги, "сэкономленные" на оплате контрактов. В нынешнем году эта сумма окажется, по имеющимся данным, примерно вдвое больше.

Несмотря на увеличение гособоронзаказа по сравнению с 2004 годом на 32%, руководители предприятий ОПК на своих региональных и всероссийских совещаниях жаловались на резкое падение уровня ГОЗа, отсутствие государственной программы технического перевооружения и соответственно финансирования обновления станочного парка, долгое оформление контрактов, несвоевременность и малую величину финансирования заказов, содержание за свой счет мобилизационных мощностей, отсутствие четкого и эффективного руководства оборонной отраслью.

Между тем управление ОПК подверглось очередному административному усовершенствованию. В Министерстве обороны РФ с 2005 года действует система единого заказчика гособоронзаказа во главе с генералом армии Александром Московским. Если раньше 52 армейских управления напрямую могли закупать вооружения и военную технику, год назад - 20 управлений, то сейчас только одно. Одновременно указом президента была создана Федеральная служба по оборонному заказу (ФСОЗ) во главе с бывшим директором "Рособоронэкспорта" Андреем Бельяниновым. Федеральная служба тут же начала выяснять, как Минобороны финансирует госзаказ, по каким критериям подбираются предприятия для его размещения. И вообще попыталась контролировать бюджетные средства. Возник конфликт.

В октябре начальник Генерального штаба Юрий Балуевский на совещании руководящего состава армии и флота обратился непосредственно к Верховному главнокомандующему: "У меня и моих коллег нет полной уверенности в том, что те вооружения, которые нам потребуются в 2011 году, мы получим. Одна из причин - нет четкой координации военно-технической политики с возможностями ОПК". Причину такой рассогласованности начальник Генштаба увидел в том, что вопросами ОПК занимаются в основном другие ведомства, а не Минобороны.

В результате министр обороны РФ Сергей Иванов был назначен на должность вице-премьера правительства, курирующего оборонно-промышленный комплекс России. Он собрался стать у руля некоего руководящего органа ОПК. Как о деле решенном говорили о создании Министерства оборонной промышленности, но президент ситуацию переиграл. Миноборонпром, за возрождение которого много лет ратуют директора заводов и губернаторы промышленных областей, так и не возник, а правительственную комиссию во вопросам ОПК возглавил сам премьер Михаил Фрадков.

Улучшения не предвидится

В сентябре по стране прокатились акции протеста работников оборонной промышленности. Они начались 8 сентября во Владивостоке, а закончились 22 сентября в Москве. Выдвигались исключительно экономические требования. Главное - повысить зарплату, в ряде регионов она едва достигает 4 тыс. рублей. А есть предприятия, где вообще ее не платят - нет денег. Члены нескольких профсоюзов протестовали против задержек оплаты гособоронзаказа, высоких налогов на землю, против смены опытных руководителей на десятках предприятий.

В отношении предприятий ОПК по-прежнему сохраняется жесткая налоговая политика. Так и не получены налоговые льготы на реинвестируемую часть прибыли. И хотя правительство в 2005 году снизило ставку единого социального налога до 26%, он остается весьма болезненным для отрасли, поскольку в ОПК высока доля заработной платы в стоимости продукции - до 50%, - поскольку используется труд большого количества высококвалифицированных работников.

Федеральная целевая программа "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)" предусматривала выделение в 2005 году для предприятий ОПК 8,4 млрд. рублей. Намечалось реконструировать 25 тыс. кв. м производственных площадей и обновить станочный парк на 38 объектах (около 4% предприятий ОПК). Однако в 2004 году финансирование по программе составило лишь чуть больше 50%. В этом году недофинансирование продолжено.

Год без холдингов

Практически прекратилось создание вертикально-интегрированных структур - холдингов. За весь 2005 год оказалось близко к завершению только создание Объединенной авиационной компании (ОАК). Слияние предприятий в этот конгломерат происходит вопреки всем рыночным законам и, по мнению экспертов, главной целью является концентрация бюджетных денежных потоков в одних руках. В будущем предполагается продать большие пакеты акций зарубежным инвесторам, а ОАК превратить в подсобное хозяйство "Боинга" и "Эрбаса".

Попытка подъема ОПК за счет инвестиций нефтегазовой отрасли откровенно провалилась. Происходит планомерное снижение заказов на буровое оборудование. В 2002 году произвели 202 буровые установки, в 2003 году - 151, в 2004 году - 124, на 2005 год заказ был еще меньше. Почти вдвое сокращены заказы на станки-качалки. Вместе с тем растет количество закупаемого оборудования за границей по завышенным ценам. При этом только "Газпром" инвестировал в производство в 2005 году около 10 млрд. долларов, что больше гособоронзаказа и экспорта российских вооружений за год, вместе взятых.

Бурно расширяющаяся нефтегазовая отрасль не стала локомотивом ускоренного роста машиностроения. Конверсионные производства по выпуску оборудования для буровиков загружены не более чем на половину. И совершенно очевидно, что руководство страны взяло курс на развитие экспортных сырьевых отраслей, а машиностроение оказалось на обочине.

В целом год прошел под знаком борьбы за контроль над деньгами ГОЗа. Победу уверенно одержали военная олигархия и небольшой круг близких ей предприятий ОПК. Но уровень компетенции и неразбериха не позволили правильно спланировать размещение заказов, так что в скором времени следует ожидать, что не все средства освоены, а контракты выполнены.

«Независимое военное обозрение» № 49, декабрь 2005 г.

Источник: Промышленные ведомости



Главная страница О проекте Обратная связь Ссылки Контакты Сотрудничество Отзывы Желтая страница


Медиахолдинг РусКабель

Медиахолдинг «РусКабель» — ведущее информационно-рекламное агентство энергетической отрасли, объединяющее под своим брендом популярные издания и мероприятия. В рамках Медиахолдинга осуществляется многогранная деятельность, начиная от оказания информационно-рекламных услуг посредством подконтрольных площадей и издательской деятельности до проведения масштабных конференций международного уровня.