О проекте | Наши услуги 
PDA версия | Карта сайта 
Сегодня: воскресенье, 05.05.2024 
Логин: (регистрация)  
Пароль: (забыли?)
Зачем нужна регистрация?
КомпанииОбъявленияНовостиСтатьиПресс-релизыМаркетГОСТыДокументыВыставкиРеклама
Главная страница     Написать письмо     Добавить в избранное
Поиск:    Расширенный поиск
Каталог компаний
Все компании
РУСВОЛЬТ
"ПРО развитие"
"Экопромстрой"
"Система"
HTF Светодиодное освещение
Расчёт веса кабеля
Сервис для расчёта веса кабеля на RusCable.Ru
Выставки
Все выставки
 Опрос

Какое на Ваш взгляд выставочное мероприятие наиболее эффективное?
Электро, Москва
ЭлектроТехноЭкспо, Москва
Энергетика и Электротехника, Санкт-Петербург
ЭлектроПромЭкспо, Ростов-на-Дону
Кабель Электромонтаж, Киев

 А знаете ли вы, что...

...медь обладает природными бактерицидными свойствам, а потому является наиболее подходящим материалом для дверных ручек, поручней, перил, воздухо- и водоводов в местах большого скопления людей для снижения эффективности бактериообмена.

 Курсы валют
06/06/18 1 USD = 61.9822 р. 0.0532
06/06/18 1 EUR = 72.5130 р. 0.0746
 Счетчики
Top.Mail.Ru
     


Статьи
Все статьи

Адаптация предприятий к рынку при вступлении России в ВТО

Россия в текущем году планирует вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). В этом решении есть плюсы и минусы. Плюс в том, что, скорее всего, вырастут экспорт российской продукции, экспортные доходы государственного бюджета, иностранные инвестиции, подешевеют импортные товары и, что особенно важно, высокотехнологичное иностранное оборудование. Минус - в ожидаемом уменьшении доходов российских предприятий ряда отраслей на внутреннем рынке вследствие чего слабые станут слабее, ускорятся процессы банкротства, поглощений, слияний.

С точки зрения официально принятой стратегии развития России альтернативы этому решению нет. Вопрос в том, как, не упуская возможностей, отстоять
российские интересы. Остается лишь надеяться, что Правительство России найдёт нужный баланс “за” и “против”, добьётся у ВТО необходимых условий и достаточно длительного переходного периода.

Что следует ожидать в случае прихода на российский рынок иностранных конкурентов? Конечно, усилится конкуренция. Но дело не только в этом. Изменятся "правила игры" на российских рынках:
- будут обновлены национальные стандарты регулирования правоотношений продавца и покупателя, внедрены международные стандарты финансовой отчётности и открытости;
- вступят в силу международные правила стандартизации и сертификации продукции, трудовые и прочие стандарты;
- будут исключены поэтапно меры государственного протекционизма в пользу российского производителя (субсидии и льготы, повышение таможенных тарифов и установление квот на импорт, введение дополнительных технических регламентов на импортную продукцию и другие меры);
- внедрятся международные системы предварительной квалификации предприятий-производителей, созданные группами покупателей для защиты от недобросовестных поставщиков.

Всё это создаст благоприятные условия для снижения цен на импортные товары и услуги, но установит российским предприятиям новые барьеры для выхода на рынки. О существовании таких барьеров многие предприятия, к сожалению, сегодня мало информированы, что не позволяет им своевременно подготовиться к этим изменениям,.
Но ещё опасней для российских предприятий могут оказаться изощрённые методы недобросовестной конкуренции, применяемые крупными иностранными компаниями в странах со слабо развитыми экономикой и антимонопольным законодательством. Это, например, временное применение демпинговых цен на товары и услуги с целью вышибить конкурентов с рынка; скупка долгов предприятий, являющихся важным звеном в технологических цепочках, с целью их банкротства и ликвидации и т.п. 

Действия недобросовестных конкурентов могут в кратчайшие сроки поставить на колени любое российское предприятие - остановить его производство и сбыт товаров. И чтобы уличить недобросовестного конкурента потребуются длительные судебные споры и большие финансовые затраты. Но если производство уже парализовано, то запустить его вновь сложно из-за потери оборотного капитала, долгов, утечки кадров и др.

Ещё один барьер – предварительная квалификация товаропроизводителей, практикуемая на мировых рынках. Широко распространенная практика такова. Крупные компании – заказчики создали системы предварительной квалификации производителей различной продукции и допускают к участию в тендерах и торгах лишь тех из них, кто включен в соответствующие реестры. Это избавляет покупателей от кропотливой работы по ведению каталогов поставщиков и проверке их способности к выполнению обязательств. Такая квалификация является общепринятой во многих секторах мирового рынка, например, в нефтегазовом комплексе, в строительстве, в машиностроении, на транспорте и пр. Если учесть, что крупные компании закупают через тендеры и торги большую часть продукции и услуг, а российские предприятия не аккредитованы в международных системах квалификации, то становится ясным масштаб проблемы для российских товаропроизводителей.

Прохождение предварительной квалификации в международных системах квалификации для российского предприятия - сложная комплексная задача. Один из примеров таких систем - Achilles (Achilles Joint Qualification System). Система была создана группой из 23 нефтегазовых компаний Норвегии и Дании («СтатОйл», «Норск Гидро», норвежские отделения мировых компаний «Бритиш Петролеум», «Коноко-Филиппс», «Шелл» и другие) и получила признание в десятке стран (Аргентина, Бразилия, Чили, Венесуэла, США, Германия, Дания, Португалия, Испания и Великобритания).

Правовой основой деятельности Achilles в Европе являются директивы ЕС по правилам поставок товаров и услуг, требования обновлённых международных стандартов ИСО и др. Директивы ЕС устанавливают, что выбор поставщиков товаров и услуг для нужд нефтегазодобывающих операторов должен производиться с применением объективных критериев, базирующихся на публичном призыве к развитию конкуренции.
У Achilles имеются "родственники" - аналогичные системы в сферах строительства, транспорта, потребительских товаров и др. Многие иностранные компании, действуя в России, например, норвежская компания "Гидро" при отборе участников тендеров требуют от них присоединения к Achilles.

Российские товаропроизводители пока не готовы аккредитоваться в международных системах квалификации. Этому препятствуют разные причины и обстоятельства. Для присоединения к Achilles и вхождения в ее реестр добросовестных поставщиков сроком на 1 год необходимо представить сведения более чем по 40 аспектам деятельности, а также:
- иметь внедренные системы менеджмента качества продукции по обновлённым международным стандартам ИСО 9001:2000 и 9004:2000, безопасности труда и охраны здоровья, экологической безопасности и продукции ИСО 14001 и 14004 и ряду других стандартов. Причём, эти системы должны быть сертифицированы у аккредитованных в Achilles экспертов;
- производить поставки продукции от своего собственного имени;
- быть свободным от кредиторской задолженности, не состоять в судебных разбирательствах по иным поводам, своевременно производить оплату налогов, сборов, выполнять требования по предоставлению властям и органам ежегодной бухгалтерской отчетности в стандарте МСФО;
- иметь возможность предложить к поставке в любое время в процессе квалификации продукцию;
- иметь удовлетворительную историю поставок и прочее.

После присоединения к Achilles в качестве поставщика организация обязана регулярно предоставлять отчеты о текущем состоянии и результатах выполнения заключенных контрактов. Одной из выгод от присоединения предприятия к Achilles является публикация данных о нем в официальном издании Европейской Комиссии - ежедневном электронном журнале «Тендеры» и автоматический «выброс» своих предложений на мировой рынок.

В России каждая крупная компания пока предпочитает вести свою систему предварительной квалификации поставщиков. При этом предприятия-поставщики, добиваясь допуска к корпоративным тендерам, вынуждены вести хаотичную и громоздкую работу по подготовке и предоставлению покупателям тендерной документации, предоставлению данных, приёму делегаций и экспертов, демонстрации своих возможностей.

При вступлении России в ВТО российские заказчики будут вынуждены адаптировать свои системы квалификации и правила проведения тендеров к стандартам мирового рынка. Поэтому Союз производителей нефтегазового оборудования разработал программу содействия предприятиям отрасли в адаптации к требованиям рынка в условиях вступления России в ВТО и прихода на рынок иностранных конкурентов. В рамках программы разрабатываются проект отраслевого стандарта на добровольную предварительную квалификацию производителей промышленной продукции, работ и услуг с учётом требований мирового рынка, а также системы добровольной квалификации.

Стандарт и система должны стать одними из инструментов развития конкурентоспособности отрасли и быть полезны для унификации требований к поставщикам продукции и услуг, предъявляемых к участникам тендеров и торгов нефтегазовых компаний. Перечисленные выше вопросы будут вынесены на очередную конференцию ”Нефтегазшельф-2006”, которую Союз проводит 24 мая 2006 года.
Целями упомянутой программы являются информирование предприятий о процессах на рынках, связанных с вступлением России в ВТО, экспресс-анализ деятельности предприятий, определение проблем, связанных с ситуацией, постановка задач, направленных на решение проблем и содействие в их реализации.

Решаемые при этом задачи:
- выявление потребностей по внедрению на предприятиях международных систем и стандартов, обеспечивающих управление через управление качеством;
- содействие в выборе сертифицирующих и внедренческих организаций и в оптимизации затрат на сертификацию;
- выявление проблем, связанных с незащищенностью интеллектуальной собственности и использованием не сертифицированной продукции;
- подготовка к присоединению к международным системам предварительной квалификации поставщиков продукции;
- содействие предприятию в развитии экспорта путём выхода на международные тендеры и торги;
- помощь в обосновании решений по созданию альянсов, слияний и поглощений в целях повышения конкурентоспособности и развития деятельности.

Для российских предприятий необходимость развития конкурентоспособности, независимо от сроков и условий вступления России в ВТО, безальтернативна. Поэтому это событие следовало бы рассматривать скорее как повод задуматься и принять своевременные меры.

Евгений Ржевский,
вице-президент Союза производителей нефтегазового оборудования
Николай Гуськов,
руководитель департамента развития конкурентоспособности

Источник: Промышленные ведомости



Главная страница О проекте Обратная связь Ссылки Контакты Сотрудничество Отзывы Желтая страница


Медиахолдинг РусКабель

Медиахолдинг «РусКабель» — ведущее информационно-рекламное агентство энергетической отрасли, объединяющее под своим брендом популярные издания и мероприятия. В рамках Медиахолдинга осуществляется многогранная деятельность, начиная от оказания информационно-рекламных услуг посредством подконтрольных площадей и издательской деятельности до проведения масштабных конференций международного уровня.