О проекте | Наши услуги 
PDA версия | Карта сайта 
Сегодня: воскресенье, 05.05.2024 
Логин: (регистрация)  
Пароль: (забыли?)
Зачем нужна регистрация?
КомпанииОбъявленияНовостиСтатьиПресс-релизыМаркетГОСТыДокументыВыставкиРеклама
Главная страница     Написать письмо     Добавить в избранное
Поиск:    Расширенный поиск
Каталог компаний
Все компании
РУСВОЛЬТ
"ПРО развитие"
"Экопромстрой"
"Система"
HTF Светодиодное освещение
Расчёт веса кабеля
Сервис для расчёта веса кабеля на RusCable.Ru
Выставки
Все выставки
 Опрос

Какое на Ваш взгляд выставочное мероприятие наиболее эффективное?
Электро, Москва
ЭлектроТехноЭкспо, Москва
Энергетика и Электротехника, Санкт-Петербург
ЭлектроПромЭкспо, Ростов-на-Дону
Кабель Электромонтаж, Киев

 А знаете ли вы, что...

Волоконная оптика - раздел <оптики>, в котором рассматривается передача света и изображения по светопроводам и волноводам оптического диапазона, в частности по многожильным световодам и пучкам гибких волокон. В. о. возникла лишь в 50-е гг. 20 в.

 Курсы валют
06/06/18 1 USD = 61.9822 р. 0.0532
06/06/18 1 EUR = 72.5130 р. 0.0746
 Счетчики
Top.Mail.Ru
     


Статьи
Все статьи

Некоторые итоги «реформирования» электроэнергетики России

заслуженный деятель науки и техники РФ,
д. т. н., профессор

Реформирование электроэнергетики России начиналось в условиях всеобщей эйфории и декларирования будущих успехов рыночных преобразований в стране. Оценки специалистами последствий преобразования сложного автоматизированного энергокомплекса страны не принимались во внимание. При этом все осуществляется согласно ничем не аргументируемым заверениям непрофессионального менеджмента РАО «ЕЭС России» о якобы будущем снижении тарифов на электроэнергию вследствие конкуренции и привлечении инвесторов для обновления и развития отрасли.

Однако заявленные цели реформирования принципиально не реализуемы и основывались на незнании авторами реформ основ технологии работы отрасли. При такой дезинформации об ожидаемых успехах и были приняты решения, позволившие менеджменту РАО «ЕЭС» начать ликвидацию единого электроэнергетического комплекса страны с заменой его на многие сотни коммерческих фирм.

В результате за короткий период тарифы на электроэнергию и тепло возросли в три раза, основные фонды отрасли интенсивно стареют и практически не обновляются, а непроизводственные затраты составили такую сумму, что её хватило бы для обновления основных фондов.

Заявленные цели

Радикальному реформированию электроэнергетики предшествовала шумная и дорогая пиар-кампания, организованная менеджментом РАО «ЕЭС» при поддержке Министерства экономического развития и торговли. На многочисленных «круглых столах» и совещаниях, в публикациях в средствах массовой информации и выступлениях на телевидении высказывались следующие основные цели реформирования отрасли.

1. Повышение надежности электроснабжения потребителей путем обновления изношенного оборудования отрасли и привлечения для этого инвесторов.
2. Введение рыночных механизмов в отрасли разделением монопольных и конкурентных сегментов системы электроснабжения.
3. Отказ от затратного принципа формирования тарифов и их снижение на основе сокращения издержек вследствие конкуренции.
4. Ликвидация локального монополизма путем разрушения вертикальной интеграции региональных энергосистем - отделением производства и сбыта электроэнергии от ее передачи и распределения.

Прошедние годы реформирования отрасли показали, что ни одна из заявленных целей не была достигнута и даже принципиально не могла быть реализована по следующим причинам.
По данным Росстата, суммарные внешние инвестиции в электроэнергетику России в 2000-2004 гг. составили менее 1% от потребностей отрасли на этот период. По экспертным оценкам, внешние инвестиции в электроэнергетику России станут привлекательными при тарифах на электроэнергию не менее 6 центов/кВт.ч, что окажется губительным для отечественной экономики.

Говоря о целесообразности отделения производства электроэнергии от ее передачи, необходимо вспомнить о структуре тарифов, существовавшей в РАО «ЕЭС» до 1996 г. Расходы на обслуживание магистральных сетей составляли только 7,4% абонентской платы, которая, в свою очередь, не превышала 7,3% среднеотпускного тарифа. То есть, соотношение затрат на производство и затрат на передачу электроэнергии по магистральным сетям составляло соответственно 61% и 0,54% среднеотпускного тарифа.

Даже если учесть дополнительные отчисления с основных фондов (амортизация и налог на имущество), суммарная доля расходов на передачу энергии по магистральным сетям не превышала 1,6% среднеотпускного тарифа и была почти в 40 раз меньше затрат на производство электроэнергии. Поэтому заявленная цель по разделению монопольных и конкурентных видов бизнеса изначально не имела экономического смысла, ввиду несопоставимости затрат.

Борьба с затратным принципом формирования стоимости электроэнергии сводилась, в основном, к необходимости искоренения затратного принципа получения электроэнергии. Между тем производство электроэнергии всегда является затратным, поскольку её количество определяется качеством и количеством сжигаемого топлива, т.е. его стоимостными (затратными) показателями. Кроме того, другие статьи затрат в электроэнергетике определяются технологическими нормами и правилами технической эксплуатации оборудования, требованиями техники безопасности и экологическими нормами производства электроэнергии. Они научно обоснованы и базируются на многолетнем положительном опыте работы Единой энергосистемы страны, признанной самой надежной энергосистемой мира.

Необходимость ликвидации затратного принципа формирования тарифов идеологами-рыночниками из РАО «ЕЭС» «обосновывалась» следующими утверждениями:
- энергетики могут обосновать включение в тариф любых производимых ими затрат;
- электростанции не заинтересованы в снижении затрат на топливо и технологии получения электроэнергии, поскольку все эти затраты включаются в тариф;
- ремонтное обслуживание электроэнергетического оборудования ведется хозяйственным способом, при котором в тариф включаются стоимость материалов и зарплата работников; необходимо организовывать тендеры на выполнение ремонтных работ с оплатой времени гарантированной безаварийной работы;
- энергетики не заинтересованы в снижении технологических потерь при транспортировке и сбыте электроэнергии, поскольку все эти потери включаются в тариф;
- численность персонала в электроэнергетике завышена, поскольку определяется «устаревшими нормативами».

Приведенные выше утверждения носили откровенно дезинформационный характер, поскольку противоречили основам технологии и организации работы отрасли.
Действующая методика формирования тарифов обеспечивает строгий контроль за всеми составляющими затрат и требует их обоснования, поэтому легко показать несостоятельность приведенных выше доводов о бесконтрольном формировании тарифов:

- утвержденная государственными органами методика расчета обеспечивает строгий контроль и предусматривает включение в тариф только затрат, связанных с технологией производства, передачи, распределения и сбыта энергии по обоснованным нормам;
- расход топлива на производство энергии определяется удельными затратами, нормируемыми для данного типа электростанций, их рекомендуемое непрофессиональным менеджментом снижение противоречит законам термодинамики, а завышенный расход топлива оплачивается из прибыли, которая ограниченна;
- рекомендуемое вопреки проектно-эксплуатационным нормам снижение затрат на поддержание технологического процесса ведет к снижению надежности работы оборудования электрических станций, что недопустимо;

- проводимая политика снижения затрат на ремонт оборудования уже привела к значительному увеличению сроков ремонта сверх нормативного времени, что ограничивает располагаемую мощность и снижает надежность электроснабжения в целом;
- технологические потери при транспортировке и сбыте электроэнергии рассчитываются по научно-обоснованным методикам с точностью до долей процента и потери, превышающие расчетные, не утверждаются РЭК, а коммерческие потери энергоснабжающих организаций оплачиваются из их прибыли;
- численность персонала в электроэнергетике нормируется в соответствии с потребностями технологии и определяется правилами технической эксплуатации и техники безопасности. Для обеспечения надежности работы электроэнергетического оборудования, когда ошибки в его эксплуатации недопустимы, действия персонала дублируются, и все технологические операции производятся не менее, чем двумя работниками, взаимно контролирующими друг друга.

Технологическая и экономическая целесообразность требует размещения источников электрической и тепловой энергии вблизи мест их потребления. Это обеспечивает максимальную надежность энергоснабжения и экономичность вследствие минимума потерь энергии при ее передаче и экономии топлива, особенно при комбинированной выработке электрической и тепловой энергии на ТЭЦ.

Вертикально интегрированные системы электроснабжения создавались десятилетиями во всех регионах страны и стали основой АО-энерго. Вертикальная интеграция АО-энерго в пределах одного региона позволяет решать весь комплекс задач по производству, передаче и распределению энергии, гарантирующих надежность электро- и теплоснабжения потребителей.

Идея устранения локального монополизма для организации виртуальной конкуренции привела к дроблению единой технологической системы региональных АО-энерго на отдельные коммерческие структуры по генерации, передаче и сбыту энергии, связанные договорными отношениями. При этом каждая структура приоритетной задачей считает получение максимальной прибыли, а неизбежные при таком подходе нарушения технологических обязательств будут обязательны к устранению только через судебные решения. В результате необходимые действия по энергоснабжению регионов, решавшиеся диспетчерскими службами АО-энерго за считанные секунды, будут решаться в судах различных инстанций неделями, а регионы все это время будут оставаться без тепла и света.

По-существу, проведенная ликвидация региональных АО-энерго ведет страну к национальной катастрофе — потере энергоснабжения целых регионов, особенно с суровыми климатическими условиями.

Технологические результаты

После реформирования генерации под контролем государства останутся только атомные и гидравлические электростанции, совокупно составляющие менее трети генерирующих мощностей страны. Причем большая часть ГЭС Сибири из-за нарушений при приватизации оказалась под контролем частных лиц. Базовые тепловые электростанции теперь объединены в 6 экстерриториальных объединенных генерирующих компаний (ОГК), а изъятые из АО-энерго ТЭЦ, тепловые сети и котельные преобразованы в 70 территориальных генерирующих компаний (ТГК). Все эти тепловые электростанции подлежат распродаже частным структурам, в результате чего государство теряет контроль над базовой отраслью и не сможет обеспечивать энергетическую безопасность страны.

Разделение базовых федеральных тепловых и гидравлических станций на 10 трансроссийских ОГК с электростанциями, разнесенными на тысячи километров и не связанными никакой общехозяйственной деятельностью, не имеет ни экономического, ни технического смысла, поскольку такое организационное решение является затратным по своему содержанию и исключает возможность взаимного резервирования электростанций данного ОГК. Единственная очевидная цель (кроме скупки недооцененных активов этих электростанций) создаваемых ОГК - это искусственное снижение доли каждой из них в генерирующей мощности региона до уровня, позволяющего уходить от контроля за ценообразованием со стороны антимонопольных структур и, следовательно, бесконтрольно повышать тарифы на электроэнергию.

Также не имеет ни экономического, ни технологического обоснования и представляется весьма опасным для крупных городов управление генерирующими компаниями регионов (ТЭЦ, тепловые сети и городские котельные) из 14 вновь созданных центров, удаленных на сотни километров от объектов теплоснабжения и не имеющих возможности оперативно учитывать их метеоусловия.

При оценке результатов реформирования систем передачи электроэнергии надо учесть, что до реформирования отрасли 97% всех электрических сетей страны успешно эксплуатировалось АО-энерго, а все магистральные сети также успешно эксплуатировались рядом АО-энерго на правах аренды.

В результате ликвидации АО-энерго созданы 63 распределительных сетевых компаний, которыми управляют 4 межрегиональные распределительные сетевые компании, а также 54 магистральных сетевых компаний, которыми управляют 7 межрегиональных магистральных сетевых компаний. В результате этих преобразований возникла суперсетевая магистрально-распределительная компания, в которой свыше 120 функционально излишних промежуточных структур с многочисленными штатами менеджеров в их правлениях и советах директоров. Все это многократно увеличило затраты на содержание созданной суперсетевой компании и ухудшило управляемость передачей и распределением электроэнергии. Реальным результатом созданной сверхкомпании оказалась возможность отключения электричества в любом регионе страны для реализации экономических и политических корпоративных целей.

Примером может служить отключение от сети электроснабжения по указанию менеджмента РАО «ЕЭС России» водозабора одного из сибирских мегаполисов, в результате чего миллионный город оказался без воды и канализации.
Ликвидация региональных центров энергоснабжения была осуществлена в период 2004-2005 гг., несмотря на десятилетия высоконадежной работы АО-энерго и известные факты безусловного вреда подобных преобразований для экономики подавляющего большинства стран мира.

Для компенсации утраченных функций АО-энерго по технологическому управлению энергоснабжением создано 62 новых районных диспетчерских управления. Их низкая эффективность обусловлена отсутствием в них базовой функции технологического управления отраслью - регулирования электропотреблением региона, которая реализовалась в АО-энерго через службы многих сетевых предприятий. Поэтому резко ухудшился контроль за электроснабжением. Практически отсутствует управление и в структурах так называемых «гарантирующих поставщиков», занимающихся сбытом электроэнергии и не имеющих для гарантированного энергоснабжения ни источников энергии, ни средств ее доставки потребителям.

В результате реформирования вместо 100 прежних крупных акционерных обществ, связанных единой технологической дисциплиной, возникло до 1000 мелких акционерных обществ, в которых реализация технологических связей осуществляется на основе лицензионных и договорных обязательств. Все это, с одной стороны, ухудшает технологическое управление отраслью, поскольку принимавшиеся прежде за несколько минут оперативные решения по изменению режимов в значительной мере заменяются длительным рассмотрением несоблюдения договорных обязательств в судебных инстанциях. С другой стороны, почти десятикратное увеличение числа акционерных обществ приводит к росту издержек и тарифов из-за введения в них многих тысяч излишних должностей.

Экономические результаты

Финансовые результаты реформирования РАО «ЕЭС» можно оценить, используя данные Росстата о значениях среднеотпускного тарифа и данные РАО «ЕЭС» об отпуске электроэнергии структурами холдинга. Из них следует, что объем реализации электроэнергии холдингом за время с 2000-го по 2005 г. включительно составил 93,6 млрд. долларов. Из этой суммы 33 млрд. долл. пришлись на производство электроэнергии, а остальные почти 60 млрд. – на её передачу, распределение и сбыт, а также на непроизводственные затраты, включая реформирование отрасли.

По данным Института повышения квалификации работников госслужбы РФ, в 1996 г., т. е. до реформирования РАО «ЕЭС», затраты на производство электроэнергии составляли в среднем около 60% от отпускного тарифа. Если исходить из этой доли, то выручка энергохолдинга с 2000-го по 2005 г. без учета возросших за это время непроизводственных затрат, включая реформирование отрасли, должна была составить 55 млрд. долл., но она достигла 93,6 млрд. долларов.

Таким образом, непроизводственные затраты в РАО «ЕЭС» увеличились за последние шесть лет на 38,6 млрд. долларов. Такая сумма могла бы обеспечить инвестиционные потребности страны, определенные стратегией реформирования отрасли до 2010 г. с намеченным объемом реконструируемых и вновь вводимых генерирующих мощностей в 53-57 ГВт. Однако объем вновь введенных мощностей ГЭС и ТЭС за 2000-2005 годы составил всего 5 ГВт.

Состояние материальной базы отрасли отражает интенсивное старение (выработку паркового ресурса) основных фондов отрасли: в гидрогенерации - 1,4 ГВт/год, теплогенерации - 4 ГВт/год, в атомной энергетике - 0,76 ГВт/год. При этом затраты на ремонт генерирующих мощностей увеличились в среднем на 20% при значительном росте времени ремонтов сверх нормативных сроков.

В системах передачи и распределения электроэнергетики выработка паркового ресурса достигает 50%, а базовое оборудование распределительных подстанций (трансформаторы и выключатели) практически не обновляется, что делает весьма реальным повторение крупных мегааварий, подобных произошедшей в мае 2005 г. в московском регионе.

Намеченная распродажа всех тепловых электростанций страны общей мощностью около 120 ГВт частным структурам не решит проблемы обновления генерирующих мощностей, поскольку при остаточной стоимости около 50 долл./кВт (она потенциальными покупателями считается завышенной) за них можно будет получить немногим более 5,5 млрд. долларов. Эти средства позволят построить около 4 ГВт новых мощностей, что составит менее 2% потребности страны.

Следует обратить особое внимание, что распродажа ТЭЦ и вывод их на оптовый (свободный) рынок энергии и мощности, приведет к банкротству региональных систем электро- и теплоснабжения и вызовет невиданного масштаба национальную катастрофу в России.
Прогнозные оценки тарифов, полученные Институтом систем энергетики и Институтом проблем безопасного развития атомной энергетики, показали, что к 2010 г. при сохранении монопольной организации отрасли среднеотпускной тариф с учетом необходимых инвестиций составил бы около 3,5 цента/кВт.ч, а после реформирования с привлечением внешних инвестиций под 17% годовых и сроком их окупаемости 10 лет необходимый тариф составит 6,5 цента за кВт.ч. При таком соотношении тарифов расходы в производстве электроэнергии увеличатся в 1,35 раза, диспетчеризации и управлении - в 29,5, на транспорт электроэнергии - в 2,1, распределение и сбыт - в 2,2 раза.

Из приведенных данных видно, что «реформирование» электроэнергетики России еще далеко не завершено, а затраты по всем видам технологии отрасли уже кратно увеличились. Причем, затраты на диспетчеризацию, содержание менеджмента РАО «ЕЭС», Администратора торговой системы и прочих новых структур увеличились в 30 раз. Такой колоссальный рост обусловлен созданием многочисленных новых предприятий с тысячами высокооплачиваемых должностей. Так, с созданием 62 региональных диспетчерских управлений соответствующие штаты увеличились на порядок (до 5000 должностей с окладами вдвое больше средних по отрасли).

На порядок выше оклады и число менеджеров во вновь созданных многочисленных департаментах и отделах всяческих новых ОАО, ООО, НП и различных фондов, занимающихся виртуальными сделками по купле-продаже электроэнергии на длительные сроки, «за сутки вперед», «за час вперед» и сделками с акциями. Велики и практически неконтролируемы затраты холдинга по статьям «Прочие расходы» и «Внереализационные расходы», что позволяет оказывать спонсорскую помощь различным структурам, поддерживающим опасные для России реформы электроэнергетики.

В результате проводимых реформ непрофессиональным менеджментом энергохолдинга и утраты контроля государства за состоянием этой жизненно важной отрасли, ее основные фонды интенсивно стареют, а ввод новых объектов незначителен, несмотря на колоссальные непроизводственные издержки. Эта ситуация соответствует оценкам лауреата Нобелевской премии Джозефа Стиглица, что рыночные преобразования в электроэнергетике неэффективны, а при отсутствии контроля собственника (государства) наемный менеджмент оптимизирует только личную прибыль .

В заключение приведем аллегорию результатов реформирования отрасли из публикации профессора Л. С. Беляева, изданной Институтом систем энергетики СО РАН: «Представьте, уважаемый читатель, что вы наметили цель, закупили необходимое снаряжение и продукты и пошли. Пройдя значительную часть пути и израсходовав дополнительные средства (38,6 млрд. долл. - В. П.), вы вдруг обнаружили, что перед вами пропасть. Что делать? Продолжать путь и упасть в пропасть, потому что вы уже понесли большие затраты и прошли значительную часть пути?»

Автор – профессор кафедры “Электрические станции” Южнороссийского государственного технического университета, г. Новочеркасск

Источник: Промышленные ведомости



Главная страница О проекте Обратная связь Ссылки Контакты Сотрудничество Отзывы Желтая страница


Медиахолдинг РусКабель

Медиахолдинг «РусКабель» — ведущее информационно-рекламное агентство энергетической отрасли, объединяющее под своим брендом популярные издания и мероприятия. В рамках Медиахолдинга осуществляется многогранная деятельность, начиная от оказания информационно-рекламных услуг посредством подконтрольных площадей и издательской деятельности до проведения масштабных конференций международного уровня.