О проекте | Наши услуги 
PDA версия | Карта сайта 
Сегодня: суббота, 18.05.2024 
Логин: (регистрация)  
Пароль: (забыли?)
Зачем нужна регистрация?
КомпанииОбъявленияНовостиСтатьиПресс-релизыМаркетГОСТыДокументыВыставкиРеклама
Главная страница     Написать письмо     Добавить в избранное
Поиск:    Расширенный поиск
Каталог компаний
Все компании
РУСВОЛЬТ
"ПРО развитие"
"Экопромстрой"
"Система"
HTF Светодиодное освещение
Расчёт веса кабеля
Сервис для расчёта веса кабеля на RusCable.Ru
Выставки
Все выставки
 Опрос

Какое на Ваш взгляд выставочное мероприятие наиболее эффективное?
Электро, Москва
ЭлектроТехноЭкспо, Москва
Энергетика и Электротехника, Санкт-Петербург
ЭлектроПромЭкспо, Ростов-на-Дону
Кабель Электромонтаж, Киев

 А знаете ли вы, что...

Волоконные детали изготовляются из особо чистых материалов. Из расплавов подходящих марок стекол вытягиваются световод и волокно. Предложен новый оптический материал — кристалловолокно, выращиваемое из расплава. В нём световодами являются нитевидные кристаллы, а прослойками — добавки, вводимые в расплав.

 Курсы валют
06/06/18 1 USD = 61.9822 р. 0.0532
06/06/18 1 EUR = 72.5130 р. 0.0746
 Счетчики
Top.Mail.Ru
     


Статьи
Все статьи

Объекты атомной энергетики необходимо вывести из-под действия закона «О техническом регулировании»

Букринский А.М.,
НТЦ ядерно-радиационной безопасности
Госатомнадзора


Сидоренко В.А.,
член-корреспондент РАН,
РНЦ «Курчатовский институт»

В сферу действия этого закона наряду с другими введена деятельность, связанная с использованием атомной энергии, требующая специфических мер обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Но если введение этого закона является актуальным для многих отраслей национальной экономики, то этого нельзя сказать про область использования атомной энергии, где интересы предпринимательской деятельности не являются определяющими, а высшим приоритетом является безопасность, т.е. применяется принцип прямо противоположный целям закона.

При использовании атомной энергии, ядерных материалов и радиоактивных веществ, способных в случае аварий воздействовать на живую природу губительным для нее ионизирующим излучением, возникает специфическая угроза жизни и здоровью людей, окружающей среде, включая животный и растительный мир. Поэтому для безопасного использования атомной энергии необходимо иметь такие подходы к техническому регулированию ядерной и радиационной безопасности, которые бы исключали возможность радиационного воздействия сверхустановленных наукой и практикой допустимых уровней облучения живой природы и радиоактивного загрязнения окружающей среды.

В наибольшей степени противоречие с новым законом проявляется в атомной энергетике, которая способна обеспечивать народное хозяйство самой дешевой электроэнергией с практически неисчерпаемыми запасами ядерного топлива, и с объектами которой связана наибольшая потенциальная опасность. При нормальной работе атомной электростанции все образующиеся при сжигании ядерного топлива вредные вещества не выбрасываются в окружающую среду, а накапливаются внутри оборудования и сооружений реакторной установки и атомной станции.

За счет этого атомные станции оказывают минимальное воздействие на население и окружающую среду. Оно много меньше, чем воздействие источников энергии на органическом топливе, постоянно выбрасывающих в окружающую среду отходы своего производства. Опасность возникает в случае аварий, которые действующей системой технического регулирования должны быть исключены.

Техническое регулирование деятельности в области использования атомной энергии сформировано на базе Федерального закона «Об использовании атомной энергии». В его основе лежит приоритетность безопасности перед любыми другими интересами участников этой деятельности и этим оно отличается от технического регулирования в других отраслях народного хозяйства.

Безопасность обеспечивается за счет тесного взаимодействия эксплуатирующих организаций и независимого от них государственного регулирующего органа, четкого разделения между ними ответственности и создания стимулов для постоянного стремления эксплуатирующих организаций к повышению безопасности. Только на основе такой системы отношений можно избежать тяжелых аварий типа чернобыльской и реализовать огромный экономический и экологический потенциал отрасли.

Действующая в настоящее время система технического регулирования ядерной и радиационной безопасности складывалась в течение более чем 30 лет. Она вобрала в себя огромный опыт создания и эксплуатации ядерных объектов во всем мире, включая опыт чернобыльской и других аварий, и полностью соответствует международной практике, а также таким международным документам, как «Конвенция о ядерной безопасности» и «Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами», к которым Россия присоединилась.


Переход к техническому регулированию в области использования атомной энергии на основе закона «О техническом регулировании» приведет к разрушению эффективно действующей в настоящее время системы и по существу противоречит положениям пункта 4 статьи 3 этого закона, согласно которому «если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство Российской Федерации». Такие правила установлены в упомянутых выше конвенциях и реализованы в соответствии с ними в Федеральном законе «Об использовании атомной энергии».

В соответствии с этим законом государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии осуществляют специально уполномоченные на то Президентом Российской Федерации или по его поручению Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти.

Эти органы в пределах своей компетенции наряду с другими полномочиями разрабатывают, утверждают и вводят в действие обязательные для исполнения нормы и правила в области использования атомной энергии, осуществляют в целях обеспечения безопасности лицензирование деятельности, осуществляют надзор за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, условий действия лицензий на право ведения работ, за ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью, физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ, надзор за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов.

Кроме того, они проводят экспертизу безопасности ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, в том числе с привлечением независимых экспертов, проводят инспекции, связанные с выполнением своих полномочий, контролируют разработку и реализацию мероприятий по защите работников на объектах использования атомной энергии, населения и охране окружающей среды в случае аварии при использовании атомной энергии.

Как показал более чем десятилетний опыт деятельности Госатомнадзора России, именно комплексное исполнение всех этих функций единым государственным органом, действующим согласованно с другими государственными органами, позволило обеспечить безопасность российских атомных электростанций и довести её до современного международного уровня.

Важнейшим условием успеха этой деятельности, как показала практика, является формирование условий действия лицензии, предусмотренное Положением о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, принятым в соответствии с Федеральным законом «Об использовании атомной энергии». В соответствии с этим порядком на действующих электростанциях постоянно ведется работа по повышению их уровня безопасности.

Этими условиями учитываются индивидуальные особенности каждого конкретного энергоблока и предписываются к исполнению предлагаемые эксплуатирующими организациями меры по повышению безопасности. По новому законодательству такое становится невозможным, поскольку регулирующий орган как таковой вообще ликвидируется, а сохраняющийся орган государственного надзора не может выходить в своей деятельности за рамки, установленные в технических регламентах.

Вместе с тем объекты использования атомной энергии относятся к объектам, срок службы которых превышает 30 - 40 лет, а за это время требования безопасности должны неоднократно изменяться в сторону ужесточения в соответствии с достижениями науки и техники.

В зарубежной практике эта коллизия решается предоставлением соответствующих полномочий государственному регулирующему органу, что соответствует порядку, установленному в России Законом об использовании атомной энергии.
В действующей системе технического регулирования обязательные требования, носящие общий характер, дополняются рекомендациями по способам их реализации, излагаемыми в специально разрабатываемых под эгидой регулирующего органа руководствах по безопасности.

Эксплуатирующие организации, на которых Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» возложена вся полнота ответственности за безопасность, сами принимают решения о конкретных способах реализации обязательных требований. Если эти конкретные технические решения отличаются от рекомендуемых в руководствах по безопасности, то должно быть доказано, что их эффективность не ниже, чем рекомендуемых.

Эти вопросы являются предметом взаимодействия регулирующего органа с эксплуатирующими организациями при лицензировании. Тем самым реализуется рекомендательный принцип реализации обязательных требований технического регулирования, который, как показывает многолетний отечественный и зарубежный опыт, является наиболее эффективным.

Предлагаемая в новом законе система технического регулирования носит предписывающий характер, что приведет к разрушению важнейшего принципа обеспечения безопасности - принципа разделения ответственности и к переносу ответственности с эксплуатирующих организаций на органы, принимающие обязательные для исполнения требования, что по существу означает переход к безответственности.

В зарубежной практике отсутствуют прецеденты, когда бы более или менее детальные технические требования принимались на уровне закона. На уровне закона обычно формулируется требование обеспечить безопасность в самом общем виде, а полномочия устанавливать детальные требования по безопасности возлагаются на регулирующие органы.

При этом в международной практике известны как предписывающие системы технического регулирования, как, например, в США, когда регулирующим органом – Комиссией по ядерному регулированию разрабатываются весьма детальные предписания по обеспечению безопасности, являющиеся обязательными для исполнения эксплуатирующими организациями, так и системы технического регулирования, базирующиеся на применении технических требований, которые сами по себе не носят характер правовых норм, а становятся таковыми только после их принятия регулирующими органами в процессе лицензирования.

Такие требования разрабатываются различными комиссиями и техническими обществами, или самими регулирующими органами в качестве рекомендаций и принимаются эксплуатирующими организациями на добровольной основе. Эксплуатирующая организация может выбрать альтернативные решения, но в этом случае она должна доказать, что их эффективность не ниже рекомендуемых.

Однако во всех случаях арбитром является регулирующий орган и привлекаемые им независимые эксперты. Такая система регулирования носит гибкий характер, является наиболее эффективной и применяется в большинстве европейских стран, включая Германию и Францию, которые имеют наиболее крупную атомную энергетику.

Еще одним важным обстоятельством, мешающим реализации закона «О техническом регулировании» в сфере использования атомной энергии, является тесное переплетение используемых ядерных материалов и технологических производств ядерного топливного цикла в гражданской и оборонной областях деятельности, в то время как новым законом Технические регламенты на оборонную деятельность не распространяются.

По этой проблеме накануне голосования в Государственной думе закона «О техническом регулировании» к депутатам Государственной думы обратилась группа руководителей предприятий и организаций атомной промышленности. В своем обращении они обосновали необходимость вывести из поля действия нового закона деятельность, связанную с использованием атомной энергии. Однако их обращение не привело к желаемому результату.

В декабре 2003 года президент страны утвердил «Основы государственной политики в области ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». Распространение на объекты использования атомной энергии действия закона «О техническом регулировании» существенно подрывает возможность достижения целей, сформулированных в «Основах государственной политики…».

Письмо аналогичного содержания летом 2004 г. направлялось президенту страны.

Источник: Промышленные ведомости



Главная страница О проекте Обратная связь Ссылки Контакты Сотрудничество Отзывы Желтая страница


Медиахолдинг РусКабель

Медиахолдинг «РусКабель» — ведущее информационно-рекламное агентство энергетической отрасли, объединяющее под своим брендом популярные издания и мероприятия. В рамках Медиахолдинга осуществляется многогранная деятельность, начиная от оказания информационно-рекламных услуг посредством подконтрольных площадей и издательской деятельности до проведения масштабных конференций международного уровня.