Сетевой распорядитель
Главный инженер ОАО «ТРК» Василий Склокин боится не морозов, а самовольщиков
Работа электросетевого хозяйства, обеспечивающего электричеством как Томск, так и область, весной-летом мало кого волнует. Однако с наступлением холодов даже домохозяйки начинают задумываться – выдержит ли система предстоящие холода? Вопрос не праздный – надежность электроснабжения обеспечивает работу всех служб жизнеобеспечения, в том числе и теплоснабжение. Не говоря про «свет в наших окнах». С наступлением первых настоящих холодов «Томский вестник» отправился к главным «сетевым распорядителям» Томской области, в ОАО «Томская распределительная компания», чтобы узнать, к чему готовиться этой зимой. Нашим собеседником стал главный инженер ОАО «ТРК» Василий Склокин.
- О подготовке к наступившей уже зиме сегодня говорить, наверное, не слишком своевременно...
- Действительно, сегодня можно говорить о завершении этой работы. Приказ N1 о подготовке к прохождению ОЗП (осенне-зимнего периода) ежегодно издается в начале марта. Тогда же определяются слабые места на опыте предыдущего сезона, учитываются планы ремонтного обслуживания, инвестиционная программа ОАО «ТРК», разрабатываются дополнительные мероприятия, направленные на повышение надежности электроснабжения. Особенностью подготовки к зиме 2006–2007 года стало увеличение затрат на капитальный ремонт. В этом году объем работ по капитальному ремонту по сравнению с прошлым сезоном вырос на 21 процент. В абсолютных цифрах это выглядит так: 42,9 миллиона рублей в прошлом году, 52 миллиона рублей - в этом. Работы на 47 миллионов рублей уже выполнены.
- А о каких объектах идет речь в программе капремонтов ТРК?
- Это в первую очередь оборудование подстанций 35–110 киловольт. На сегодняшний день выполнен текущий и капитальный ремонт 52 силовых трансформаторов, отремонтировано 382 выключателя, а также произведена расчистка просек линий электропередачи на площади 2018 га. Это предварительные итоги исполнения программы. Окончательные будут в декабре.
- А инвестиционная программа?
- Ее объемы опять же существенно выше прошлогодних. В этом году запланировано выполнить работы на 216,8 миллиона рублей, что на 35 процентов больше, чем в прошлом году. Основные объекты: реконструкция 98 километров высоковольтных линий, на 4 подстанциях заменены 5 силовых трансформаторов на большую мощность - с 16 на 25 МВт, что позволит ряду территорий избавиться от локального энергетического дефицита. Мероприятия эти дорогостоящие, но и эффект от них весьма значительный. Мы к началу отопительного сезона получили дополнительно 38 МВт трансформаторной мощности, что обеспечивает дополнительную надежность в работе подстанций, а также, что самое главное, дает возможность подключать к сетям новых потребителей.
- А о каких подстанциях идет речь?
- В Томске это подстанции Северная на пересечении улицы Пушкина и Комсомольского проспекта и ТИЗ, расположенная на пересечении улиц Нахимова и Вершинина. В этих районах строится много жилья, поэтому в последнее время мы были вынуждены отказывать в подключении. На севере области мы таким же образом реконструировали подстанции Вахскую и Малореченскую. Там идет интенсивное развитие нефтедобычи, и, соответственно, имеются большие запросы на дополнительную мощность. Теперь нефтяники получат запрашиваемые объемы мощности и смогут увеличить объемы собственной добычи.
- То есть к зиме, даже морозной, электросети Томской области можно считать готовыми?
- Это так. В положении, утвержденном Минпромэнерго, четко определены все требования и условия, при которых энергосистема считается готовой к прохождению осенне-зимнего максимума. В случае невыполнения одного из основных условий паспорт готовности компании не выдается...
- Но ТРК паспорт готовности уже получила...
- В октябре специальные комиссии с участием Ростехнадзора, ГУ МЧС по Томской области провели проверку всех наших филиалов, все они получили паспорта готовности с замечаниями, не препятствующими работе в ОЗП. В конце октября уже межрегиональной комиссией во главе с техническим директором МРСК Сибири Виталием Ивановым была оценена готовность ОАО «ТРК» в целом, и мы получили паспорт готовности к прохождению ОЗП без замечаний. А это уже комплексная оценка не только технического, но и экономического, финансового, кадрового потенциала компании. То есть такая оценка дорогого стоит, и заслужил ее весь коллектив ТРК.
- Получается, что техника к зиме готова...
- Для ТРК это действительно актуальный вопрос. Дело в том, что практически все оборудование и технические узлы, относящиеся к распределительной компании, расположены на открытом воздухе. Нагрузки на людей многократно возрастают, что становится фактором риска. Прошлой зимой, к примеру, мы фиксировали температуры по области до -56 градусов, в районе Томска до -54 градусов, а наши сети спроектированы для температур до -45 градусов. Соответственно, и отказов в работе оборудования было больше, чем обычно. При этом основное число порывов происходило на сетях с низким напряжением, принадлежащих муниципальным образованиям. В принципе, надежность в работе оборудования определяется его техническим состоянием и выполненными в летний период работами по капитальному ремонту и техническому перевооружению. В этом году на всех слабых участках были проведены работы по реконструкции, соответственно, надежность системы нынешней зимой, можно сказать, обеспечена.
- Но это техника. А люди? Ведь в экстремальных условиях главным становится именно человеческий фактор.
- Надежность персонала определяется многими факторами. Это и уровень квалификации, и чувство ответственности сотрудников. Именно они определяют степень надежности сетей. В преддверии зимы своих сотрудников мы полностью обеспечили спецодеждой для работы в условиях низких температур, вся техника компании снабжена зимним топливом. Но, не менее важно то, что в этом году мы провели и специальное психофизиологическое обследование персонала ОАО «ТРК». В компании также действует программа непрерывной подготовки персонала. Сотрудники проходят обучение в учебно-курсовом комбинате, специальных учебных заведениях и институтах повышения квалификации. Кроме того, персонал проходит подготовку на профильных факультетах вузов.
В компании создан специальный штаб по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. При наступлении морозов этот штаб входит в режим круглосуточного «домашнего» дежурства всех его сотрудников. В прошлом году по обращению глав администраций практически всех районов мы оказывали помощь в деле восстановления муниципальных сетей, которые нами не обслуживаются, но при этом обеспечивают энергией население. Более миллиона рублей на эти цели мы затратили собственных средств.
- Но у этой проблемы есть еще одна сторона – аварии на сетях нередко провоцируются третьими лицами. В условиях зимы такие поломки могут вызвать цепную реакцию?
- Действительно, инциденты, спровоцированные деятельностью третьих лиц, у нас, к сожалению, не редкость. К примеру, 8 ноября на Каштаке в охранной зоне ЛЭП 110 киловольт производились работы автокраном по установке коммерческого киоска. Работы проводились с грубым нарушением правил безопасности в охранной зоне ЛЭП, без разрешения энергетиков. Вследствие этого стрела автокрана коснулась высоковольтного провода, произошло замыкание, повреждение электрооборудования в жилом доме, возгорание в одном из киосков. К счастью, ни сам крановщик, ни прохожие не погибли. Однако главным последствием действий автокрана стало временное отключение автоматикой практически всего микрорайона Каштак, и десятки тысяч людей, сотни предприятий были обесточены. Впрочем, один случай со смертельным исходом в 2006 году имел место: в поселке Маложирово молодой человек, отец четвкрых детей, залез на опору с целью срезать высоковольтный провод и погиб.
- Очередной охотник за цветметом?
- Да, к сожалению, эта проблема с течением времени не снимается. За этот год зафиксировано несколько случаев сознательной порчи электрических сетей искателями цветного металла. Надо отметить, что в случаях такой осознанной порчи сетей последствия могут оказаться очень серьезными – от гибели самих «охотников» до техногенных катастроф на предприятиях с непрерывным производственным циклом.
Тем и опасны подобные инциденты, что происходят они всегда непредсказуемо, быстро, а последствия могут оказаться очень тяжелыми. Только в этом году на наших сетях было зафиксировано 9 таких инцидентов. В результате происходит срыв в поставках энергии потребителям, а прямой экономический ущерб для ТРК составил более 64 тысяч рублей. Но это имеются в виду только затраты на восстановление поврежденных сетей или опор. А есть и косвенный ущерб, который несет компания, не имеющая возможности реализовать энергию, сами потребители – и население, и предприятия. Для нас важно и то, что ОАО «ТРК» в таких случаях несет большие имиджевые потери, ведь потребители отключение электроэнергии связывают с деятельностью компании, а не с «усилиями» сторонних лиц.
- А какие места в энергосистеме области являются наиболее «слабыми»?
- К сожалению, как я уже говорил, это муниципальные сети. Их состояние существенно хуже, чем состояние сетей, принадлежащих ОАО «ТРК». На них особенно много инцидентов и срывов происходит по причине перегрузки сетей. Это происходит и потому, что потребители присоединяются к сетям бесконтрольно, и потому, что растет энергонасыщенность любого жилого дома. Еще несколько лет назад современные мощные электрочайники, СВЧ-печи, стиральные и посудомоечные машины были экзотикой. Сегодня это обыденная реальность. А сети проектировались на иные уровни нагрузок. И такую проблему быстро решить просто невозможно. Населенные пункты с большим дефицитом мощности включаются в инвестиционную программу, и мы производим работы по увеличению пропускной способности сетей и трансформаторной мощности. Но это дело не одного дня. Кроме того, мы в последние годы проводим работу по заключению договоров аренды на муниципальные сети. Но в прошлые годы не все муниципалитеты были готовы передать сети нам, поскольку собственность не была оформлена. Сегодня в области фактически не осталось сетей, не принятых нами на обслуживание. В следующем году мы планируем выполнить капитальный ремонт муниципальных сетей в объеме 8 миллионов рублей, что позволит улучшить их техническое состояние. К сожалению, средства на реконструкцию и техническое перевооружение муниципальных сетей в наш тариф не закладываются, и, как следствие, муниципальные сети продолжают ветшать.
Источник: vesti70.ru |