О проекте | Наши услуги 
PDA версия | Карта сайта 
Сегодня: суббота, 18.05.2024 
Логин: (регистрация)  
Пароль: (забыли?)
Зачем нужна регистрация?
КомпанииОбъявленияНовостиСтатьиПресс-релизыМаркетГОСТыДокументыВыставкиРеклама
Главная страница     Написать письмо     Добавить в избранное
Поиск:    Расширенный поиск
Каталог компаний
Все компании
РУСВОЛЬТ
"ПРО развитие"
"Экопромстрой"
"Система"
HTF Светодиодное освещение
Расчёт веса кабеля
Сервис для расчёта веса кабеля на RusCable.Ru
Выставки
Все выставки
 Опрос

Какое на Ваш взгляд выставочное мероприятие наиболее эффективное?
Электро, Москва
ЭлектроТехноЭкспо, Москва
Энергетика и Электротехника, Санкт-Петербург
ЭлектроПромЭкспо, Ростов-на-Дону
Кабель Электромонтаж, Киев

 А знаете ли вы, что...

...что активные компоненты на основе меди составляют основу омолаживающей кожу косметики?

 Курсы валют
06/06/18 1 USD = 61.9822 р. 0.0532
06/06/18 1 EUR = 72.5130 р. 0.0746
 Счетчики
Top.Mail.Ru
     


Статьи
Все статьи

Рынок не терпит регулирования цен

Либерализация рынка сжиженного углеводородного газа (СУГ), как и создание рынка природного газа в России, обсуждается политиками и профессионалами уже давно. О том, что необходимо для полноценного развития этой части российского рынка углеводородов, на котором «Газпром» отнюдь не является безусловным монополистом, рассказал журналистам генеральный директор компании «Газэнергосеть», являющейся оператором ОАО «Газ­пром» на рынке сжиженных газов, Андрей Дмитриев.

– Насколько реалистичным представляется вам реализация идеи по отказу от регулирования цен на СУГ? Какие критически важные вопросы остаются в этом процессе нерешенными и что является причиной таких затруднений?

– Данная идея не просто реалистична, она насущна. Государство должно взять на себя бремя социальной ответственности по обеспечению сжиженным газом населения, освободив от него производителей. Без отмены ценового регулирования невозможно построить нормальные рыночные отношения. Действующая в настоящий момент система балансовых заданий создает массу предпосылок для коррупции и недобросовестной конкуренции, препятствует развитию рынка СУГ и при этом не выполняет основной своей задачи – обеспечения населения.

Разница в оптовой цене коммерческого газа и регулируемого в 2005 году составила в среднем около 6000 рублей на тонну, что при норме потребления 5 кг в месяц на человека составляет всего 30 рублей на человека в месяц.

Отмена регулирования оптовых цен вызовет выравнивание оптовых цен на рынке, ликвидацию «серого» рынка, а соответственно, создание условий для добросовестной конкуренции. Производители от такой отмены получили бы порядка 5 млрд. рублей в год дополнительных средств на инвестирование в развитие отрасли, а государство – дополнительные налоги для компенсации малоимущим слоям населения роста расходов на сжиженный газ.

Единственным существенным препятствием для решения вопроса либерализации рынка СУГ является отсутствие политической воли. Все экономические и технические механизмы ясны, необходимо только решение властей.

– Какие проблемы существуют в области инфраструктурного обеспечения существования рынка СУГ в России? Полностью инфраструктура по доставке СУГ от заводов к потребителям и по его хранению удовлетворяет потребностям рынка или есть узкие места? Какие могут быть пути решения проблемы?

– Когда мы говорим о проблемах инфраструктуры рынка сжиженного газа, мы имеем в виду в основном сети газонаполнительных станций и газонаполнительных пунктов. В настоящий момент остро стоит проблема износа и выбытия основных средств газораспределительных организаций. Большая часть имущественного комплекса была построена еще в советские времена и на протяжении долгого времени не имела достаточных финансовых вливаний для реконструкции и, тем более, развития. Действующая система «балансовых заданий» не дает стимулов для оптимизации деятельности ГРО, эксплуатация многих хозяйств осуществляется в «пользовательском режиме», многие хозяйства уже находятся в аварийном или предаварийном состоянии и имеют предписания о закрытии либо не получают такие предписания исключительно благодаря политической воле администраций регионов, которые понимают, что закрытие газонаполнительных станций может привести к перебоям, либо вообще к невозможности обеспечения населения бытовым сжиженным газом.

Отмена ценового регулирования на рынке сжиженного газа приведет к выходу на коммунально-бытовой рынок коммерсантов, которые пока имеют для этого искусственно созданные государством барьеры. Конкуренция на столь выгодном и перспективном рынке вынудит газораспределительные организации заниматься оптимизацией своих расходов и задуматься о развитии имущественного комплекса либо уступить этот сегмент более расторопным коммерсантам.

Добросовестная конкуренция на мелкооптовом и розничном рынках СУГ – ключ к развитию инфраструктуры рынка.

– Каким был объем российского рынка СУГ в 2005 году?

– Громкие заявления некоторых участников рынка сжиженного газа о том, что рынку был нанесен непоправимый удар в виде значительного повышения цен в сентябре 2004 года, не оправдались. В течение 3–4 месяцев ситуация с дефицитом СУГ на рынке стабилизировалась и розничные цены вернулись к своему нормальному состоянию, а именно, приблизительно к половине цены бензина А-92.

Конечно, такого роста рынка как в 2003–2004 годах в этом году мы не наблюдали, однако небольшая динамика в пределах 5–8%, на наш взгляд, все‑таки была. Большие темпы роста рынку и не нужны, т. к. рост спроса должен сопровождаться адекватным ростом объемов производства.

По оценкам аналитиков ОАО «Газэнергосеть», емкость коммерческого рынка СУГ в 2005 году составила порядка 2,5–2,6 млн. тонн.

– Каковы ожидания по развитию ситуации на рынке в 2006 году?

– 2006 год уже начал нас удивлять, и виной тому январско-февральские капризы природы. Холода, обрушившиеся на Европу, вызвали повышенный спрос на СУГ со стороны компаний-экспортеров. Лишний газ, который каждый год создавал на внутреннем рынке серьезные проблемы для поставщиков, ушел за границу. В итоге ежегодного падения цен на СУГ в первом квартале в этом году не произошло. Что, конечно же, не будет способствовать росту рынка, т. к. в основном рынок растет именно в первом полугодии при падающих ценах и избытке газа.
С другой стороны, во втором полугодии ожидается запуск восстановленного после аварии 2004 года завода в Оренбурге, что приведет к росту предложения СУГ на рынке. Можно предположить, что дополнительных объемов производства хватит для насыщения рынка в период сезонного увеличения спроса, что приведет к стабилизации цен и росту рынка.

– Какие факторы стали определяющими для ситуации на нем в прошлом году; что станет главным ценообразующим фактором в 2006 году?

– Основные объемы СУГ на коммерческом рынке предназначены для использования в виде газомоторного топлива. Сжиженный газ является альтернативным топливом для автомобилей, соответственно, и в 2006-м, и в прошлом, и в позапрошлом годах главным ценообразующим фактором являлась и является цена на бензин. Все эксперты отмечают, что тенденции роста цен на бензины сохранятся и в 2006 году. Исходя из этого, следует полагать, что цены на сжиженный газ в этом году также будут расти.

– Какую долю на нем сейчас занимают заводы «Газпрома», какую НПЗ? Какие прослеживаются тенденции по перераспределению их долей на рынке?

– Доля ОАО «Газпром» на коммерческом рынке сжиженного газа в 2004 году составляла порядка 31% (без учета объемов СУГ, перетекающих с регулируемого рынка). В настоящий момент у ОАО «Газэнергосеть» пока отсутствуют данные исследований рынка СУГ в 2005 году, но, по оценкам собственных специалистов, доля ОАО «Газпром» несколько снизилась и в целом за год составила порядка 28–29 %. Причиной снижения доли ОАО «Газпром» является появление на рынке нового крупного поставщика – ОАО «НОВАТЭК».

С возобновлением работы второго оренбургского завода у ОАО  «Газпром» есть возможность вернуть утраченные позиции.

– Как в перспективе может повлиять на рынок СУГ тенденция к развитию нефте- и газопереработки в России?

– Развитие рынка возможно только одновременно с ростом объемов производства, иначе рынок упрется в свой потолок. Без роста производства сжиженных газов со временем может возникнуть ситуация, когда рост спроса на рынке будет нежелателен, цена на СУГ будет стремиться к своему максимуму, т. е. к такому уровню, когда использование СУГ в качестве газомоторного топлива не будет давать автовладельцу существенной экономии по сравнению с использованием бензина, установка газобалонного оборудования на автомобили будет невыгодна. С подобной ситуацией мы столкнулись осенью 2004 года, правда, в краткосрочном периоде. Внутренний рынок удалось стабилизировать за счет невысокого спроса на экспорт в начале 2005 года и появления на рынке во втором квартале 2005 года нового крупного поставщика.

Развитие нефте- и газопереработки, способствующее росту объемов производства СУГ, является гарантией роста рынка сжиженных газов и роста конкуренции на нем.

– Каким образом холодная зима 2006 года сказалась на рынке СУГ?

– Январское похолодание имело как негативные, так и положительные последствия. Во‑первых, из‑за чрезвычайно низких температур на некоторых заводах технологически было невозможно осуществлять налив, отгрузки происходили со значительными перебоями, заводы терпели как прямые, так и косвенные убытки.

Во‑вторых, аналогичные проблемы из‑за морозов возникали при сливе СУГ на газонаполнительных станциях и при их транспортировке. Перебои в поставках сжиженного газа не имели для населения серьезных последствий по причине того же мороза. Сильные холода вынудили многих автовладельцев временно отказаться от поездок и пользоваться общественным транспортом.

Могли возникнуть проблемы у потребителей, использующих СПБТ с большим содержанием бутана, т. к. бутановые фракции при таких низких температурах переходят в жидкое состояние.

Из положительных моментов можно выделить увеличение объемов поставок на экспорт, где СУГ в больших объемах используется для целей отопления. Лишние объемы сжиженного газа, которые в период пониженного спроса на внутреннем рынке могли создать серьезные проблемы для производителей, были отгружены на экспорт. В результате в первые два месяца 2006 года не произошел сезонный обвал цен.

По материалам агентства «Интерфакс»
Владимир ЛЕОНТИЕВ

Источник: http://www.eprussia.ru



Главная страница О проекте Обратная связь Ссылки Контакты Сотрудничество Отзывы Желтая страница


Медиахолдинг РусКабель

Медиахолдинг «РусКабель» — ведущее информационно-рекламное агентство энергетической отрасли, объединяющее под своим брендом популярные издания и мероприятия. В рамках Медиахолдинга осуществляется многогранная деятельность, начиная от оказания информационно-рекламных услуг посредством подконтрольных площадей и издательской деятельности до проведения масштабных конференций международного уровня.