Что вы хотели знать о реформировании, но не знали, у кого спроситьРеформирование отрасли, как положено, вызывает все больше вопросов. Благо, что они пока не становятся риторическими и ответы на них есть. И мы, в свою очередь, информируем о них читателей. Напоминаем: пишите нам, обращайтесь с вопросами, мы обязательно ответим.
Реформирование сопровождается определенными рисками, которые неизбежно лягут на потребителя. Заложена ли подобная «вероятность» в Стратегии реформирования?
Риски – неотъемлемая часть любой реформы. И подобные явления в стратегической отрасли, безусловно, нуждаются в предупреждении или минимизации. В «Концепции Стратегии ОАО РАО «ЕЭС России» на 2003‑2008 гг.» риски заложены в разделе «Розничный рынок». Конкурентный розничный рынок должен иметь свободно устанавливаемые нерегулируемые цены. Поскольку энергосбытовые компании будут покупать электроэнергию на оптовом рынке, цена на котором колеблется, фиксация розничной цены может привести к разорению энергосбытовых компаний, когда цена оптового рынка станет выше фиксированной розничной. Конкурентный рынок должен содержать механизмы хеджирования риска для потребителя по прекращению энергоснабжения из‑за потери им энергосбытовой компании по различным причинам, а также хеджирования рыночного риска, связанного с нерегулируемой деятельностью энергосбытовых компаний. Одним из важнейших инструментов указанного хеджирования является создание специального института Гарантирующего Поставщика (ГП). Основная «рыночная» функция ГП розничного рынка – обслуживание потребителей, которые по тем или иным причинам не выбрали для себя энергосбытовую компанию (сам не хочет рисковать, не нравятся предлагаемые условия), а также «подхват» тех потребителей, для которых не нашлось энергосбытовой компании (энергосбытовая компания не готова его обслуживать, энергосбытовая компания разорилась). Для эффективности исполнения ГП своих функций на переходный период вводится механизм обязательных прямых договоров между гарантирующим поставщиком и поставщиками электроэнергии (vesting contracts) на объем потребления населения и иных социально значимых групп потребителей (только их, а не всех, кто обслуживается). О механизме обязательных договоров подробно рассказано на сайте РАО «ЕЭС России».
Будет ли что‑то предпринято в отношении механизма «перекрестного субсидирования»?
В «бизнес‑словаре» понятие «перекрестного субсидирования» трактуется так: «Ценовая дискриминация, при которой для одних покупателей устанавливается цена выше предельных издержек, а для других покупателей – цена ниже предельных издержек, что позволяет в общем итоге иметь цены, равные средним издержкам. Перекрестное субсидирование вызывает серьезные проблемы при регулировании цен монополии». Смысл перекрестного субсидирования в электроэнергетике сводится к тому, что население фактически оплачивает 60 % от реальной стоимости электричества. Остальные 40 % за россиян платят промышленные предприятия, им электричество продают по повышенным расценкам.
Перекрестное субсидирование давно стало принципиальным вопросом, решение которого зависит от политики государства. Как отметил руководитель Центра управления реформами РАО «ЕЭС России» Юрий Удальцов, «пока в России будет масштабное перекрестное субсидирование, качественно основы конкуренции на рынке не изменятся». По словам Удальцова, хотя в министерствах и ведомствах по этому вопросу прения продолжаются, все предпосылки для такого решения сложились. Для России в целом за 2005 г. «масштаб проблемы» достиг примерно 60 млрд руб. «Увеличение или уменьшение перекрестного субсидирования зависит от политики государства относительно темпов роста тарифов для населения». По мнению начальника департамента по реформированию Минпромэнерго Вячеслава Кравченко, перекрестное субсидирование создает проблемы как для промышленности, так и для поставщиков энергии, поэтому в ближайший месяц правительство примет окончательное решение по этой теме.
Пока, правда, неизвестно, какую сторону этого спорного вопроса поддержит правительство. Тем не менее многие специалисты считают, что население вполне могло бы стопроцентно оплачивать электричество, достаточно лишь более экономно использовать энергию. Проблему можно решить, если, к примеру, дать в пользование потребителю определенное количество «киловатт» по приемлемым ценам, а все, что будет использовано сверх лимита, потребитель будет оплачивать по полному тарифу. Тогда и вечный вопрос об экономии электроэнергии перестанет быть таким нерешаемым.
Ирина КРИВОШАПКА Источник: http://www.eprussia.ru |